«Выхаванне і дадатковая адукацыя», № 8/18, "Друг за дружку держаться – ничего не бояться! "
03.09.2018

Друг за дружку держаться — ничего не бояться!

Интерактивное занятие для подростков

 

Цель: формирование у учащихся представле­ний об основах взаимодействия в коллективе, об­учение навыкам ведения диалога, воспитание чув­ства ответственности за собственные поступки и поступки одноклассников.

Условия проведения: мероприятие прохо­дит в компьютерном классе, столы с компьютера­ми, подключенными к локальной сети и Интернету, стоят вдоль стен; на флипчарте (доске) закреплен лист бумаги формата А1; в центре кабинета на­против интерактивного экрана полукругом рас­ставлены стулья; используется цифровой проек­тор, интерактивная доска.

Эпиграф: “В крепкой дружбе наша сила. Дружбе слава и хвала”. Роберт Бернс.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационное начало.

Приветствие педагога и учащихся.

Рефлексивный момент: дети сообщают о сво­ем настроении с помощью сигнальных карточек в форме сердечка: зеленая — хорошее, желтая — не очень хорошее, красная — плохое. Педагог вы­ражает уверенность, что после этого занятия на­строение ребят улучшится, так как предстоит со­вместная работа над очень интересной темой.

II. Основной этап.

Вводная беседа

Педагог обращает внимание ребят на вопрос, записанный на слайде: “Должны ли однокласс­ники быть друзьями?” Чтобы ответить на него, предлагает задуматься, что такое класс, подо­брать синонимы к этому слову. Дети предлага­ют свои варианты, в ходе обсуждения называется понятие “ученический коллектив”. Определение слова “коллектив” дается на очередном слайде: “Коллектив — это группа людей, объединенных совместной деятельностью”. Педагог просит до­казать, что класс является коллективом. Дети от­мечают, что учеба является для них совместной деятельностью, они проводят много времени вме­сте, в школе находятся в одинаковых условиях, имеют один социальный статус, общаются с одни­ми и теми же педагогами, в столовой сидят за од­ним столом и др.

Педагог отмечает, что в формулировке слова “коллектив” отсутствует слово “дружба”. Может быть, члены того или иного коллектива и не обя­заны быть друзьями? Свою позицию по этому во­просу дети выражают с помощью сигнальных кар­точек:

■    зеленая — “должны быть друзьями”;

■    красная — “это необязательно”.

Мнения разделились, значит, этот вопрос сто­ит обсудить. Ребята вспоминают правила ведения диалога.

Правила веления диалога

  1. Если хочешь сказать, подними руку.
  2. Нельзя перебивать.
  3. Прежде чем сказать, обдумай свою мысль. Говори самое основное.
  4. Критикуй сказанное, а не говорящего.

 

Чтобы продолжить беседу, педагог предлага­ет послушать притчу и подумать, как она связана с обсуждаемым вопросом.

Притча “Собака и зеркало”

В давние времена один король построил себе большой дворец, все стены, потолки и полы в ко­тором были зеркальными.

Однажды во дворец забежала собака. Озираясь по сторонам, она увидела, как со всех сторон на нее смотрят собаки, множество собак. На всякий случай она оскалилась. Окружающие собаки оска­лились в ответ. Тогда она зарычала — они ответи­ли ей тем же.

Теперь собака не сомневалась — ее жизнь в опасности — и громко залаяла. Но другие собаки не уходили, поэтому она стала лаять отчаянно, изо всех сил. Миллионы собак так же отчаянно лаяли в ответ. И чем яростнее лаяла собака, тем сильнее они ей отвечали.

Утром собаку нашли мертвой в пустом дворце. Она погибла в отчаянной борьбе с миллионами сво­их собственных отражений. А ведь все могло быть по-другому, если бы несчастное животное вместо злого оскала дружелюбно вильнуло хвостом.

Вопросы для обсуждения:

■   Как притча связана с обсуждаемым вопро­сом? (Учит, что человек должен быть добро­желательным, дружелюбным по отношению к тем, кто находится рядом с ним, значит, и в классе ребята должны быть дружелюбными по отношению друг к другу.)

■   Дружба и дружелюбие — это одно и то же? (Дружелюбие — это качество личности, чело­век может быть сам по себе дружелюбным или недружелюбным; дружба — это отношения с другим человеком, которые основываются на доверии, общих интересах, симпатии.)

■   Всегда ли на основе дружелюбия возникает дружба? (Нет, дружелюбным можно быть ко всем, а дружить с близкими по духу людьми. Но если человек изначально настроен недру­желюбно, ему сложно будет завязать друже­ские отношения.)

■   В чем проявляется дружелюбие? (В добром отношении к другим людям, в готовности прийти на помощь, в умении понять и про­стить.)

■   Возможна ли ситуация, когда все ребята в классе являются друзьями? (Маловероят­на, ведь дружба — это личные, близкие отно­шения. Скорее, здесь можно говорить о то­вариществе.)

■   Чем отличаются понятия “товарищ” и “друг”? (Друг — близкий человек, которому можно доверить самое сокровенное, который при­дет на помощь в трудной ситуации. Това­рищ — это хороший знакомый, дружелюбно настроенный, разделяющий общие взгляды.)

■   Как вы понимаете высказывание Сэмюэла Кольриджа: “Тот, кто хвастается, что приоб­рел множество друзей, никогда не имел дру­га”? Согласны ли вы с ним? (Дети высказы­вают свое мнение.)

Итог обсуждения: одноклассники могут не быть друзьями, но должны поддерживать товарище­ские отношения, быть дружелюбными, стараться помогать друг другу.

Театрализация “Новенький”

Педагог предлагает ребятам назвать ситуа­ции, в которых особенно важна для школьника поддержка класса. Дети называют свои вариан­ты, затем рассматривается одна из ситуаций — “Новенький в классе”. Ребята, которые были в этой роли, вспоминают свой первый день, не обя­зательно в классе, возможно, в спортивной сек­ции, лагере и т. д. Затем ситуация разыгрывается в двух вариантах.

Первый вариант: новенький молча входит в класс, молча садится на свободное место. Никто к нему не подходит, дети рассматривают его из­далека, шепчутся. Всю перемену он сидит один. Звенит звонок, входит учительница, представляет нового ученика.

Второй вариант: новенький входит в класс, улы­бается, здоровается. Ребята подходят для зна­комства, уместные фразы:

✓   Привет, как тебя зовут?

✓   Если хочешь, садись ко мне.

✓   О, у тебя классный телефон (рюкзак, пенал или что-то еще)!

✓   Из какой школы ты пришел?

✓   Где ты живешь?

✓   А у нас сейчас математика, учительница — наша классная. И др.

Представленные варианты сравниваются, ана­лизируются.

Вывод: в ситуации, когда один из членов кол­лектива чувствует свою слабость и уязвимость, другие должны его поддержать.

Интерактивное задание “Знакомимся заново!”

В коллективе важны умения каждого человека проявить себя, свои способности и разглядеть в других что-то интересное. Однако в жизни часто бывает так, что ребята долгое время учатся вме­сте, а о своих одноклассниках знают очень мало. Педагог предлагает всем учащимся познакомить­ся поближе и по очереди рассказать о своих инте­ресах, увлечениях.

Задания:

■   поднимите руку те, кто сделал открытие о ком-то из своих одноклассников;

■   встаньте те, у кого