Друг за дружку держаться — ничего не бояться!
Интерактивное занятие для подростков
Цель: формирование у учащихся представлений об основах взаимодействия в коллективе, обучение навыкам ведения диалога, воспитание чувства ответственности за собственные поступки и поступки одноклассников.
Условия проведения: мероприятие проходит в компьютерном классе, столы с компьютерами, подключенными к локальной сети и Интернету, стоят вдоль стен; на флипчарте (доске) закреплен лист бумаги формата А1; в центре кабинета напротив интерактивного экрана полукругом расставлены стулья; используется цифровой проектор, интерактивная доска.
Эпиграф: “В крепкой дружбе наша сила. Дружбе слава и хвала”. Роберт Бернс.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационное начало.
Приветствие педагога и учащихся.
Рефлексивный момент: дети сообщают о своем настроении с помощью сигнальных карточек в форме сердечка: зеленая — хорошее, желтая — не очень хорошее, красная — плохое. Педагог выражает уверенность, что после этого занятия настроение ребят улучшится, так как предстоит совместная работа над очень интересной темой.
II. Основной этап.
Вводная беседа
Педагог обращает внимание ребят на вопрос, записанный на слайде: “Должны ли одноклассники быть друзьями?” Чтобы ответить на него, предлагает задуматься, что такое класс, подобрать синонимы к этому слову. Дети предлагают свои варианты, в ходе обсуждения называется понятие “ученический коллектив”. Определение слова “коллектив” дается на очередном слайде: “Коллектив — это группа людей, объединенных совместной деятельностью”. Педагог просит доказать, что класс является коллективом. Дети отмечают, что учеба является для них совместной деятельностью, они проводят много времени вместе, в школе находятся в одинаковых условиях, имеют один социальный статус, общаются с одними и теми же педагогами, в столовой сидят за одним столом и др.
Педагог отмечает, что в формулировке слова “коллектив” отсутствует слово “дружба”. Может быть, члены того или иного коллектива и не обязаны быть друзьями? Свою позицию по этому вопросу дети выражают с помощью сигнальных карточек:
■ зеленая — “должны быть друзьями”;
■ красная — “это необязательно”.
Мнения разделились, значит, этот вопрос стоит обсудить. Ребята вспоминают правила ведения диалога.
Правила веления диалога
|
Чтобы продолжить беседу, педагог предлагает послушать притчу и подумать, как она связана с обсуждаемым вопросом.
Притча “Собака и зеркало”
В давние времена один король построил себе большой дворец, все стены, потолки и полы в котором были зеркальными.
Однажды во дворец забежала собака. Озираясь по сторонам, она увидела, как со всех сторон на нее смотрят собаки, множество собак. На всякий случай она оскалилась. Окружающие собаки оскалились в ответ. Тогда она зарычала — они ответили ей тем же.
Теперь собака не сомневалась — ее жизнь в опасности — и громко залаяла. Но другие собаки не уходили, поэтому она стала лаять отчаянно, изо всех сил. Миллионы собак так же отчаянно лаяли в ответ. И чем яростнее лаяла собака, тем сильнее они ей отвечали.
Утром собаку нашли мертвой в пустом дворце. Она погибла в отчаянной борьбе с миллионами своих собственных отражений. А ведь все могло быть по-другому, если бы несчастное животное вместо злого оскала дружелюбно вильнуло хвостом.
Вопросы для обсуждения:
■ Как притча связана с обсуждаемым вопросом? (Учит, что человек должен быть доброжелательным, дружелюбным по отношению к тем, кто находится рядом с ним, значит, и в классе ребята должны быть дружелюбными по отношению друг к другу.)
■ Дружба и дружелюбие — это одно и то же? (Дружелюбие — это качество личности, человек может быть сам по себе дружелюбным или недружелюбным; дружба — это отношения с другим человеком, которые основываются на доверии, общих интересах, симпатии.)
■ Всегда ли на основе дружелюбия возникает дружба? (Нет, дружелюбным можно быть ко всем, а дружить с близкими по духу людьми. Но если человек изначально настроен недружелюбно, ему сложно будет завязать дружеские отношения.)
■ В чем проявляется дружелюбие? (В добром отношении к другим людям, в готовности прийти на помощь, в умении понять и простить.)
■ Возможна ли ситуация, когда все ребята в классе являются друзьями? (Маловероятна, ведь дружба — это личные, близкие отношения. Скорее, здесь можно говорить о товариществе.)
■ Чем отличаются понятия “товарищ” и “друг”? (Друг — близкий человек, которому можно доверить самое сокровенное, который придет на помощь в трудной ситуации. Товарищ — это хороший знакомый, дружелюбно настроенный, разделяющий общие взгляды.)
■ Как вы понимаете высказывание Сэмюэла Кольриджа: “Тот, кто хвастается, что приобрел множество друзей, никогда не имел друга”? Согласны ли вы с ним? (Дети высказывают свое мнение.)
Итог обсуждения: одноклассники могут не быть друзьями, но должны поддерживать товарищеские отношения, быть дружелюбными, стараться помогать друг другу.
Театрализация “Новенький”
Педагог предлагает ребятам назвать ситуации, в которых особенно важна для школьника поддержка класса. Дети называют свои варианты, затем рассматривается одна из ситуаций — “Новенький в классе”. Ребята, которые были в этой роли, вспоминают свой первый день, не обязательно в классе, возможно, в спортивной секции, лагере и т. д. Затем ситуация разыгрывается в двух вариантах.
Первый вариант: новенький молча входит в класс, молча садится на свободное место. Никто к нему не подходит, дети рассматривают его издалека, шепчутся. Всю перемену он сидит один. Звенит звонок, входит учительница, представляет нового ученика.
Второй вариант: новенький входит в класс, улыбается, здоровается. Ребята подходят для знакомства, уместные фразы:
✓ Привет, как тебя зовут?
✓ Если хочешь, садись ко мне.
✓ О, у тебя классный телефон (рюкзак, пенал или что-то еще)!
✓ Из какой школы ты пришел?
✓ Где ты живешь?
✓ А у нас сейчас математика, учительница — наша классная. И др.
Представленные варианты сравниваются, анализируются.
Вывод: в ситуации, когда один из членов коллектива чувствует свою слабость и уязвимость, другие должны его поддержать.
Интерактивное задание “Знакомимся заново!”
В коллективе важны умения каждого человека проявить себя, свои способности и разглядеть в других что-то интересное. Однако в жизни часто бывает так, что ребята долгое время учатся вместе, а о своих одноклассниках знают очень мало. Педагог предлагает всем учащимся познакомиться поближе и по очереди рассказать о своих интересах, увлечениях.
Задания:
■ поднимите руку те, кто сделал открытие о ком-то из своих одноклассников;
■ встаньте те, у кого появилось желание пообщаться с кем-то из одноклассников, о ком раньше знал мало;
■ подойдите к тому, у кого такое же увлечение, как у вас;
■ пожмите руку тому, чье увлечение вызывает у вас восхищение.
Вывод: знать увлечения друг друга важно, из увлечений рождаются совместные дела. Есть много людей, которые сдружились в школьные годы именно благодаря совместным делам и которые продолжают дружить и после окончания школы. Как знать, возможно, в нашем классе есть ребята, которые будут вместе учиться дальше, а во взрослой жизни вместе проводить свободное время, работать, дружить семьями.
Групповая работа “Пословицы и поговорки о дружбе”
Учащиеся разбиваются на группы, вытягивая карточку с цифрой 1, 2, 3 или словом “жюри”. Каждая группа садится за свой стол. На столах групп “1”, “2”, “3” лежат листочки со словами. Из них нужно сложить пословицы и поговорки (по три для каждой группы), затем напечатать их, оформить страницу, распечатать и представить на суд жюри. Оно определяет, какая группа справилась с заданием быстрее, также оценивает оформление странички. На выполнение работы отводится 7 минут.
Пословицы и поговорки о дружбе
Друг за друга стой — и выиграешь бой.
Для дружбы нет расстояний.
Друга за деньги не купишь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Без друга на сердце вьюга.
Не мил и свет, когда друга нет.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друг познается в беде.
|
Жюри подводит итоги, педагог комментирует:
— Вы справились с заданием быстро и хорошо. Почему? Потому что работали в группе. Одному трудно проделать такую работу качественно и быстро.
Работа в парах “Законы дружбы”
Вопрос для обсуждения:
я Есть ли у дружбы законы или ее нельзя подчинить каким-либо правилам?
После обсуждения участники просматривают фрагмент мультфильма “Мой друг зонтик”, затем объединяются в пары по собственному выбору. Каждая пара должна предложить три закона дружбы, которые, по их мнению, являются самыми важными. Свои варианты пары называют по очереди. Названное правило вычеркивается остальными участниками, и далее называются только те, что остались. Педагог записывает предложенные детьми законы.
Законы дружбы
Друзья помогают друг другу.
Друзья делят друг с другом не только радости, но и горе.
Важно уметь хранить тайну друга, ведь он доверяет тебе самое сокровенное.
Друг не помнит обиду.
Говорить другу только правду.
Быть терпимым к недостаткам друзей.
Зависти — нет!
|
Педагог предлагает детям скопировать себе эти правила и через социальные сети отправить их своим друзьям и знакомым. Также правила можно распечатать и повесить на доске объявлений в классе.
Творческая работа “Презентация класса”
Дети совместно готовят презентацию о своем классе. Для этого используют сохраненные в смартфонах, на страницах социальных сетей фотографии классных мероприятий. Ребята представляют самые интересные совместные дела, которые проходили в классе, делятся планами на будущее, рассказывают интересные факты о своих одноклассниках. На выполнение задания — 10 минут. Обязанности распределяются по желанию: одна группа учащихся будет собирать фотографии, другая — писать текст, третья займется созданием слайдов в программе PowerPoint. Два человека будут демонстрировать и озвучивать созданную презентацию.
Педагог комментирует:
— Прекрасная презентация — результат дружной и слаженной совместной работы. Какая интересная история нашего класса получилась! Понравилось ли вам работать вместе?
III. Заключительная часть.
Педагог обращает внимание детей на эпиграф занятия: “В крепкой дружбе наша сила. Дружбе слава и хвала”. Предлагает вспомнить, с каким настроением ребята пришли на сегодняшнее занятие. Улучшилось ли оно? Почему? (Увлеченная, интересная работа в коллективе позитивно влияет на человека, делает его более уверенным, открытым.)
Заключительное слово педагога:
— Класс — большой коллектив учеников, каждый из которых — уникальная, неординарная личность. И чтобы всем было комфортно в этом коллективе, каждому нужно приложить усилия. Но результат того стоит! Жить в коллективе товарищей, единомышленников, которые всегда поддержат и помогут, — это настоящее счастье для человека.
В конце занятия дети на сердечках записывают пожелания для всего класса: “Я хочу, чтобы…”. Сердечки размещаются на доске, пожелания зачитываются. После занятия педагог их фотографирует и помещает на последнем слайде созданной ребятами презентации о своем классе.
В. И. БУРКО,
педагог дополнительного образования Компьютерного центра г. Светлогорска.