Игровая зависимость
Интерактивная беседа для учащихся VII—IX классов
Цель: профилактика зависимости от компьютерных игр.
Задачи: систематизировать знания учащихся по теме занятия, формировать личностное отношение к заявленной проблеме, учить выражать собственные мысли и чувства в ходе ведения диалога и полилога, формировать самостоятельность мышления и навыки бережного отношения к своему здоровью.
Условия проведения: столы в аудитории стоят полукругом перед экраном, на котором с помощью цифрового проектора будут демонстрироваться презентация и видеофильм.
За несколько дней до проведения занятия на информационном стенде вывешивается постер “Киберлудомания: будь в курсе!” с целью предварительного знакомства подростков с темой (см. цветную вкладку журнала) .
Оборудование: два компьютера для организации групповой работы, мультимедийная презентация по теме занятия, листочки бумаги по количеству участников, кленовые листья из цветной бумаги красного, желтого и зеленого цвета.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО
Вводная беседа
— Слово “игра” знакомо каждому человеку с детства. Неважно, в какой стране, в каких условиях растет ребенок, какое у него здоровье, воспитание, — он обязательно играет.
Вопросы для обсуждения:
- Какие ассоциации вызывает у вас слово “игра”?
(Дети отвечают по очереди, последним свой вариант называет педагог. Возможные ответы: игра — это общение, развитие, отдых, удовольствие, спорт, совершенствование и др.)
- Как вы думаете, есть ли связь между игрой и здоровьем?
После ответов детей педагог предлагает прочесть эпиграф к занятию, записанный на слайде:
«Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться»
Жюль Ромен.
— Слова французского писателя Жюля Ромена точно определяют причину, по которой я выбрала тему для нашего сегодняшнего занятия. А поговорим мы о компьютерных и других играх, способных подчинить себе человека и в итоге принести ему не столько радость и удовольствие, сколько страдание и боль.
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Информационный блок
На следующем слайде появляется надпись “азартная игра”. Ребятам предлагается объяснить это понятие, затем педагог дополняет сказанное:
— Азартная игра — от французского jeu de hasard, что значит “игра случая”. До революции в России писали “азардная игра”, существовало и забытое сейчас слово “азардовать” — рисковать. Иногда в значении “азартная игра” употребляется и слово гэмблинг (от англ, gambling), т.е. игра, в которой выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая. Популярность азартных игр в различные времена была связана с возможностью получения прибыли. И человек стал поддаваться азарту, желанию легкой наживы.
Как вы думаете, ребята, с какого времени в истории человечества известны азартные игры? (Ответы детей.)
Многие сведения о жизни людей в далекие времена мы узнаем по уцелевшим памятникам письменности. До наших дней сохранились древнеиндийские собрания ведийских гимнов “Ригведа”, среди которых есть поэма “Жалобы игрока”, предостерегающая от увлечения азартными играми:
“Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в собственности своей и цени ее высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!”.
Существуют данные о страсти к азартной игре в кости и у древних греков. Древнеримское право, вполне сознавая деморализующее влияние азартных игр, со всею строгостью отнеслось к ним и постановило, что проигранные в недозволенные игры деньги могут быть вытребованы проигравшим обратно.
Необычайной популярностью азартные игры пользовались у древних германцев, которые были способны проиграть не только свое имущество, но и свободу: проигравшегося и уже не имевшего, чем уплатить, продавали в рабство. В связи с этим уже в XII! в. было законодательно введено ограничение на азартные игры, а в XIV в. запрещены игорные дома.
Первоначально азартные игры существовали лишь в виде пари и бросания костей. Однако после изобретения искусства гравирования художники Испании и Германии стали изготавливать карты, сначала служившие для гадания, а затем ставшие игровым реквизитом. Так появились азартные карточные игры.
Как видим из истории, игра может выйти за рамки нейтрального или положительного воздействия на человека и приобрести форму болезненного состояния, когда человек оказывается не в состоянии справиться со своей привычкой играть. Привычка к азартным играм может сформировать у человека психологическую зависимость. В большей степени ей подвержены эмоционально неустойчивые люди со сниженным уровнем самоконтроля.
Ребята, сейчас, наверное, некоторые из вас подумали: “А какое отношение это имеет к нам? Ведь мы не играем в карты и кости, да еще и на деньги”. Но я хочу обратить ваше внимание на такой факт современности: с развитием компьютерной техники появились компьютерные игры; и если на деньги в игорных домах играют взрослые, то в компьютерные игры пристрастились играть дети.
Групповая работа
Учащиеся делятся на две группы.
Задание: Определить позитивное и негативное воздействие компьютерных игр на человека.
Первая группа заполняет с помощью компьютера левую колонку таблицы, указывая полезные навыки, которые приобретает человек, играя в компьютерные игры. Вторая группа в правой колонке записывает негативные последствия воздействия компьютерных игр.
Результаты групповой работы выводятся на экран:
Компьютерные игры
Польза |
Вред |
Развитие внимательности |
Снижение навыков общения |
Выработка усидчивости |
Ухудшение зрения |
Развитие моторики |
Эмоциональное напряжение |
Формирование логического мышления |
Затрата большого количества времени |
Заполнение свободного времени |
Снижение успеваемости |
Увлекательный отдых |
Конфликты с родителями |
И др. |
Материальные затраты |
|
И др. |
Демонстрация фильма и обсуждение
Демонстрируется, а затем обсуждается фрагмент документального фильма “Игра окончена” (автор и режиссер А. Дадько, 2008). Эпизод выбирается по желанию педагога, демонстрируется не более 10 минут.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вызвал у вас рассказ героини?
- Что вас поразило, заставило задуматься?
- Знакомо ли вам ощущение зависимости от компьютерных игр?
Проблемная ситуация
Казалось бы, игра — это личное дело каждого человека, каждый сам решает: играть или не играть. Тогда почему государство с древности уделяет столько внимания азартным играм? Какой вред обществу может быть от игроманов?
В течение двух-трех минут дети обдумывают эти вопросы и предлагают свои аргументы, почему нужно бороться с игровой зависимостью.
Когда задание выполнено, педагог предлагает каждому подростку обменяться своими мыслями с соседом справа и, возможно, дополнить перечень аргументов. Затем все ребята делятся на две группы, в каждой группе выбирают секретаря, который объединяет все предложенные варианты и печатает их на компьютере. Списки корректируются, а затем каждая группа выводит на экран результат своей работы и представляет его.
Возможные варианты:
- развитие вредных привычек;
- появление большого количества игорных заведений, где собираются преступные элементы;
- рост преступности среди несовершеннолетних;
- нестабильная обстановка в обществе;
- появление людей, которые не работают и не учатся, занимаются только игрой;
- подрыв здоровья молодежи;
- уклонение от уплаты налогов и др.
Расширение информации по теме
Одним из значительнейших негативных последствий игровой зависимости для человека является подрыв его физического и психического здоровья, В фильме “Игра окончена” вы услышали мнение специапистов-медиков, которые утверждают, что лудомания так же опасна, как наркомания и алкоголизм.
Зависимое поведение сопровождается депрессивными расстройствами. Исследователи отмечают признаки измененного сознания, в частности, поглощенность игрой, концентрацию внимания на игре с одновременной отстраненностью от окружающей действительности. Человек теряет связь с реальной жизнью, снижается ценность его отношений с близкими людьми, исчезает чувство ответственности за что-либо. Чтобы не быть голословными, обратимся к цифрам. (Демонстрируется слайд.) В Москве при обследовании 96 человек, обратившихся за помощью в связи с патологической зависимостью от игры на игровых автоматах, в 15 случаях были выявлены суицидальные мысли, т.е. желание покончить жизнь самоубийством, в 36 — психические расстройства.
Азартные игры распространены во всем мире. Многие люди хотя бы раз в жизни принимали в них участие. С развитием компьютерной техники игры пришли практически в каждый дом, И приобщение к азартным играм сейчас начинается с детского возраста путем видеоигр — своеобразного детского казино на дому. В видеоиграх выигрышем является каждый бонус, дающий “дополнительную жизнь”, успешное прохождение одного уровня дает игроку пропуск на следующий уровень, а удачное завершение всей игры — звание победителя. При этом деньги пока что не нужны, риск лишь виртуальный, за счет идентификации с героем. И родители довольны — по улице ребенок не слоняется, да и к технике приобщается. Однако последствия такой “забавы” могут быть очень серьезными. Сейчас в средствах массовой информации можно встретить немало ужасающих примеров пагубного воздействия зависимости от компьютерных игр на психику подростков. Вот некоторые из них. В 2001 году в Тюмени был задержан 17-летний юноша, обвиненный в убийстве собственных родителей за то, что они не пускали его в компьютерный клуб. В 2006 году в Екатеринбурге 12-летний школьник скончался от обширного инсульта после того как 12 часов подряд провел за компьютером в одном из местных компьютерных клубов, где играл ежедневно. Вскрытие показало, что у мальчика в результате продолжительного эмоционального стресса нарушилось кровообращение мозга.
Коллективное обсуждение
В мировую медицинскую практику уже введен термин “кибернетическая лудомания” — зависимость от компьютерных игр. В самых тяжелых случаях зависимые геймеры проводят за компьютером до 12 часов в сутки на протяжении нескольких лет. Во что же превращается их жизнь? Давайте представим ее.
Дети называют признаки жизни зависимого геймера — подростка-школьника:
- плохое самочувствие, частые головные боли, боли в спине, шее от частого неподвижного сидения за компьютером;
- риск развития серьезных заболеваний (потеря зрения, болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата);
- депрессия, неспособность управлять своими эмоциями, раздражительность, агрессивность, апатия;
- проблемы в школе: неуспеваемость, конфликты с учителями, отсутствие общих интересов, дружеских отношений с одноклассниками;
- конфликты с родителями, нежелание налаживать близкие эмоциональные отношения с родными людьми;
- полный “пофигизм” по отношению ко всему, что не связано с игрой;
- постоянный поиск денег на игры, вероятность связи с криминалом.
Вопросы для обсуждения:
- Как человек должен относиться к компьютерным играм, чтобы они не подчинили себе всю его жизнь?
- Как можно разнообразить свой досуг, чтобы переключиться с компьютерных игр?
- Какие правила безопасности можно сформулировать для геймеров?
После обсуждения последнего вопроса на экране появляется слайд:
Правила безопасности для геймеров:
|
Проблемная ситуация
Дети представляют себя в роли министра образования, которому дано право что-то изменить в отношении детей к компьютерным играм, издать новый указ. В течение двух минут они обдумывают свои решения, затем представляют их. Каждый вариант обсуждается. В результате делается вывод: действовать только методом запретов неэффективно, нужно формировать у детей культуру пользования компьютером.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Подведение итогов
Педагог предлагает ребятам вернуться к эпиграфу занятия и прокомментировать его с учетом полученной на занятии информации.
Рефлексия
Каждый участник по очереди кратко говорит о том, что нового узнал на занятии, что хотел бы обсудить еще подробнее, какие выводы сделал.
На магнитной доске нарисовано дерево — символ жизни, рядом лежат стикеры в форме разноцветных кленовых листьев. Уходя из аудитории, подростки определяют свое отношение к занятию, прикрепив листок на дерево: зеленый — было интересно, желтый — не все было понятно, красный — не понравилось.
ЛИТЕРАТУРА
- Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. — 2004. — № 1. — С. 90—100.
- Джолдыгупов, Г. А. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми/ Г. А. Джолдыгулов, Р. М. Гусманов, Ю. С. Шевченко // Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация : материалы Российской науч.-практ. конф.; под общ. ред. проф. А. В. Худякова. — Иваново, 2005. — С. 111—112.
- Зайцев, В. В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм / В. В. Зайцев, А. Ф. Шайдулина. — СПб. : Нева, —2003. —128 с.
- Яичко А. Е. Саморазрушающее поведение у подростков / А. Е. Яичко, Ю. В. Попов // Социальная психиатрия. Фундаментальные и прикладные исследования. — Л. — 1 990. — С. 75—82.
В.И. БУРКО,
педагог Компьютерного центра детей и молодежи
г. Светлогорска.